Игры нашего детства.

Веселые игры моего детства

Дню защиты детей посвящается.

О забавах-проказах детей 1980-х, когда не было ни Интернета, ни петард, в Сети уже выложены страницы. Здесь вам и всякие взрывы с дымовушками, и салочки с выбивалами. И все же стоит пополнить коллекцию списком более оригинальных и менее известных игр и хулиганств. Одни из них опасны, другие ― не очень, третьи ― просто смешны. Главное ― о них знает далеко не каждый «восьмидесятник».

К 1 июня я решил внести свою лепту в пишущуюся историю. Буду рад, если кто что-либо уточнит и добавит.

Предшественник мафии

Наверное, в «мафию» играл любой из нас, мне же посчастливилось застать ее предшественника. Баловались ей дети эдак класса до пятого обычно в пионерлагерях.  

Мафия.

Эпизод первый: жеребьевка. Заворачиваются семь бумажек, где написаны роли будущих игроков: Вор, Палач, Принц, Король, Судья, Сыщик, Помощник сыщика. Кто-то один разбрасывает их по комнате (например, швыряет под кровать). Затем все с ревом кидаются их хватать, распихивая друг друга, образуется куча-мала. Наибольший энтузиазм возникал, если в комнате было не семь, а восемь-девять человек: бумажек на всех не хватит, а играть-то каждому хочется.   

Эпизод второй: следствие. Сыщик и Помощник Сыщика открываются, и им даются три попытки вычислить Вора ― из пятерых игроков, оставшихся «засекреченными». Помню, стою-гадаю, кто же из них «ху», а мне все пятеро орут: «Я ― Вор!» и хохочут. Если же Сыщик с помощником случайно заподозрят Короля, следует негодующий вопль: «Да как вы посмели оскорбить мое королевское Величество!»    

Эпизод третий: наказания. Если Вор пойман, Судья выносит ему приговор, а Король может добавить. Сыщик с помощником тоже попадают под «раздачу», если имели неосторожность заподозрить в воровстве Короля, либо не поймали Вора. Затем в дело вступает Палач, исполняя приговоры.

Насколько я помню, практиковались три вида наказаний: «трактор» (Палач запускал пятерню в шевелюру приговоренного и резким движением «зачесывал» волосы назад), «шпала» (с этим все понятно) и заключение в шкаф на пятьдесят секунд. В последнем случае, досчитав до 50, выходящему «узнику» обязательно сочувствовали: какая у него длинная и седая борода, какой истощенный и болезненный вид и так далее…

Затем бумажки сдавались бывшему Вору, он их вновь разбрасывал и вновь начиналось кувыркание  по полу.

Куча-мала.

P. S. Как мне расскажут много лет спустя более старшие свидетели, полы комнат пионерлагерей, где мы так играли, были выдраены идеально: все блестело.

Экстремальный лов

В обычного лова играл любой, однако не каждый догадывался, что заниматься этим на земле вовсе не обязательно. Например, можно переместиться в воду на городском пляже.

Лов.

Более экстремальной становилась игра, когда выбиралась другая стихия ― воздух. Благо ловить друг друга можно было и над землей, а если кто по каким-то причинам слетал вниз ― сам становился ловом.

Для этого вместо обычного двора выбиралась заброшенная стройка, крыши примыкающих друг к другу сараев, гаражей. Хотя в большинстве случаев все же использовался более безопасный вариант ― спортивная площадка.

Между снарядами разбрасывались найденные камни и кирпичи, по которым скакать разрешалось. Удирая от лова со шведской лестницы и прыгая по камням, можно было влезть на расположенный в двух метрах над землей рукоход, проползти по нему пару кругов, перенестись на горку или качели.

Лазать по всем этим снарядам и в одиночку слегка рискованно. А если ты в компании, где все невольно подзуживают друг друга «на слабо», да еще за тобой гонятся, а тебя охватил азарт, пересчитать ребра — запросто. Убегаешь от лова по шведской лестнице вверх, он лезет за тобой, пытаясь схватить-дотронуться до ноги, добравшись до самого верха, перелезаешь по другую сторону ступеней. Тем временем находящийся по другую сторону лестницы лов пытается прикоснуться к тебе, ты в воздухе отклоняешься от его руки, ретируешься вправо-влево либо несешься вниз по ступеням…

Впрочем, шведская лестница ― только цветочки. Помню, с одного из снарядов можно было перепрыгнуть на дерево, после чего погоня продолжалась по веткам. Еще помню, был большой комбинированный снаряд в парке Вити Черевичкина, сочетающий в себе всякие горки-лесенки и заканчивающийся доской, к которой были привязаны канатные лестницы. Самые отчаянные «каскадеры», удирая, бежали по ней. Доска была раза в полтора шире обычного спортивного бревна для хождений. Зато чуть вибрировала при беготне, и возвышалась где-то в четырех метрах над землей, а не метре-полуметре.

«Говно»

«Безнравственна» эта игра лишь названием. По своей сути она ― тот же карточный «дурак», только намного более смешной и увлекательный с точки зрения ребенка. Если в игре участвовали и девочки, нередко название заменяли словом «Оно» ― по этическим соображениям.

Карты - детская игра?

Начиналось же все так.

Шесть человек тянут жребий, кому кем быть по старшинству: «Говном», Дворником, Солдатом, Офицером, Принцем или Королем. Затем рассаживаются вокруг столика и «Говно» сдает по три карты. Если карты понравились Королю, он назначает козырь, если же нет, швыряет их со словами: «Пересдача».

Король вправе трижды объявить пересдачу, после чего обязан определиться-таки с козырем, а затем ― сдаются оставшиеся карты в колоде. И начинается игрище.

Первым ходит Король к «Говну». Если «Оно» отбивается, то начинает ходить под Дворника. Если Дворник карты принял, он садится на место «Говна», а вышедший из бывшего «Говна» Дворник ходит под Солдата ― с надеждой пересесть уже на его место. Если же, допустим, в самом начале кона «Оно» не отбилось от карт Короля, право ходить под  Солдата получает Дворник, с перспективой пересесть на его место и далее ― выбиться в офицеры, принцы…

Разумеется, конечная цель ― стать Королем, у которого, помимо права выбора козыря, есть еще одно преимущество. Он ― единственный из игроков, кто может подкидывать карты другим, когда сам не ходит.

Хотя не менее выгодно в этой игре сидеть и на месте «Говна», у которого тоже есть преимущества, связанные с целым рядом правил:

►«Говно» имеет право мухлевать ― в отличие от всех остальных игроков. Если, допустим, Офицер или Король подбросят карту либо отобьются не в масть и будут в этом уличены, они меняются местами с «Говном».

► Сбрасывать битую карту может только «Говно», если же кто-то зазевался и выполнил такую работу ― садится на его место. А «Оно» может и специально не сбрасывать карты, тянуть время, провоцируя оплошность. В этом случае следует официально напомнить: «Говно», смой!» и игра продолжится.

► В процессе игры никто не имеет права назвать кого-либо по имени. Обращаться друг к другу следует в соответствии с ныне занимаемым постом: Принц, Солдат, Офицер. Опростоволосившийся меняется местами с «Говном». Единственное исключение ― «Говно» можно было назвать словом «Оно», если в данный момент на его месте сидела девочка, а не мальчик. При этом девочка была вправе назвать словом «Оно» и девочку, и мальчика, поскольку ругаться не обязана.

► И наконец, если у тебя в конце кона остались карты на руках, это ― позор, ты также меняешься местами с «Говном» в новом коне.

Вертушка

На 99% убежден: породил эту игру дефицит теннисных столиков в парках и скверах. Играть «на вылет» и стоять в очередях, не хотелось, посему придумали вариант «сражаться» всем сразу за одним столиком.

Теннис начинался во дворе.

По обе стороны столика стоят две группы, отбивая шарик поочередно. Игрок, отбивший шарик на северной стороне стола, перебегает и становится в южную очередь, отбивший на южной стороне ― в северную. Иными словами, все ходят-бегают вокруг, отчего и возникло название.

Рано или поздно кто-то пропускает мяч, ему засчитывается гол. В зависимости от численности игроков заранее договаривались, сколько «голов» можно пропустить: два, три, пять, ― после чего вылетаешь.

Шарик стучит и стучит, игроков все меньше, а полный дурдом возникает, когда их остается трое. Представьте: сделал подачу и несешься на другую сторону стола, пробежать несколько метров и еще приготовиться отбить шарик надо за 2–3 секунды…

Затем остаются двое, которые уже просто играют теннисную партию до 11. А после ― выдаются медали: золотая, серебряная и бронзовая, дающие право списать в следующем туре определенное количество голов (если пропустил) и не вылететь.

Медалью можно было воспользоваться самому, а можно было и подарить другу, играющему слабее и вылетающему раньше. Покидающий компанию обычно все свои регалии раздавал, чтобы нажитое добро не пропадало. Поскольку на следующий день они все равно «сгорали».

Издержки вертушки ― обилие многочисленных конфликтов и скандалов.

Во-первых, проблематично запомнить, кто и сколько «голов» пропустил при обилии играющих. Периодически площадку сотрясали вопли: «У тебя три!», «Нет, два!», «Три!», «Два!», «В ж…пе нога!», от которых у непосвященных взрослых порой глаза на лоб вылезали.

Во-вторых, очень часто компания из трех-четырех человек сговаривалась высаживать всех, подыгрывая друг другу. Кто на дворовом уровне в теннис играл, знает, как тяжело отбить «тушеванную» подачу, когда соперник вмазал по шарику со всей силы. Особенно если еще и «расписался», ударив ракеткой по шарику не перпендикулярно, а под острым углом, тем самым «подкрутив» его.

Но «тушевать» также достаточно сложно, если, конечно, тебе не подает мяч твой «союзник», который отнюдь не будет как-то осложнять его восприятие. «Союзник», наоборот, заботливо «поднимет» шарик, подав высоко, а с высокой подачи «тушевать» очень даже удобно.

Площадка оглашалась воплями: «Подними!», «Тушуй!». Столкнувшись с подобным сговором, другие игроки создавали собственные кланы. Случалось, за одним столиком возникало сразу несколько группировок, которые, раззадорившись, скандалили друг с другом уже не на шутку.

Фанты

Сразу скажу: есть великое множество разновидностей этой игры, любимой и детьми, и подростками, и молодежью. Мы имитировали животных. Каждый из нас выбирал себе образ рыбы, льва, зайца, слона, кошки, оленя и т. д. с присущими данному зверю повадками.

Загадай желание!

Играя, надо было сделать движение, характерное для «себя», затем сымитировать чье-то чужое. Тот, кого «показали», также сперва показывал себя, затем ― соседа. Кто замешкался ― вылетает.

Когда же вылетят все, победитель придумывает идиотское желание, которое должны исполнять проигравшие. Оно может быть как групповым, так и одиночным, а кому именно его исполнять, решает жребий.

Уже в подростковые годы, проигравшись однажды, я отправился с радио, вынесенным из гостиничного номера, где велась игра, в соседний по коридору. На стук мне открыли две незнакомые девушки, а я попросил у них разрешения минуту послушать радио. Затем вынул шнур их приемника из сети, всунул свой и врубил какую-то музыку.

Девушки, сначала не поняв, что к чему, спросили: «Ты что, технику проверяешь?» Потом мы познакомились, и они ушли играть фанты вместе с нами.

Фортуна им не благоволила ― пришлось изображать из себя дам с собачками. Вместо четвероногих им выдали по уличной туфле, а вместо поводка ― привязали к обуви веревки. «Собачки» тянулись за «поводки» и чинно «шествовали» по коридорам гостиницы.

В более ранние годы мы целой группой на четвереньках ползли по территории пионерлагеря. Первый ползущий говорил: «Я ― Луноход-1», второй: «Я ― Луноход-2» и так далее…

Сперва «луноходов» было лишь три, но дополнительным принципиальным условием являлось, что если кто-то из зрителей хоть улыбнется, становится в строй машин четвертым. К концу пути практически каждый из нас пополнил парк космической техники.

Шотландка

Я бы сказал, это одна из разновидностей шахмат, с чем некоторые не согласятся. Поскольку если шахматы сравнить с боксом, шотландка окажется уличной дракой без правил, к тому же еще и групповой, поскольку играют в нее двое на двое.

Сыграем?

Берутся два шахматных комплекта, один из партнеров играет черными, другой ― белыми. Белый игрок передает убитые пешки и фигуры соперника своему партнеру, и получает взамен черные, убитые напарником у соперника своего.

Убитые пешки и фигуры можно ставить на доску ― вместо хода уже стоящими на доске. В обычных шахматах, казалось бы, твоя позиция прочна и надежна. В шотландке же все зыбко: соперник может внезапно поставить на предпоследнюю линию пешку, следующим ходом провести ферзя и все, проигрываешь.

Бывает и так: твой король надежно спрятан и защищен. Но возле короля может внезапно «вырасти» поставленный соперником ферзь, объявивший мат. Однако от вроде бы объявленного мата порою можно было также защититься, закрывшись вовремя подоспевшей пешкой. Иногда проигрывающая сторона умышленно тянула время, не делая хода в ожидании пешек или фигур. В ответ соперник вопил своему напарнику: «Не ходи! Он не ходит!»

Вспоминал детство Олег ПЕТРУШИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *